25 НОЯБРЯ – 19 ФЕВРАЛЯ, ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА (МОСКВА) – "КАРАВАДЖО (1571-1610). КАРТИНЫ ИЗ СОБРАНИЙ ИТАЛИИ И ВАТИКАНА"

К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина 

Министерство культуры РФ
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Президиум Совета Министров Италии
Министерство культуры Италии
Посольство Италии в РФ

представляют выставку:

«КАРАВАДЖО (1571-1610). КАРТИНЫ ИЗ СОБРАНИЙ ИТАЛИИ И ВАТИКАНА»

26 ноября – 19 февраля 2012 года

Пресс-показ 25 ноября в 12 часов
Открытие — в 19 часов
Главное здание, Волхонка, 12.

Впервые в России в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается выставка произведений великого итальянского художника Микеланджело да Караваджо (1571-1610). Гений, бунтарь, реформатор, Караваджо во многом опередил путь развития западноевропейского искусства Нового времени. Утонченный «Мальчик с корзиной фруктов» из галереи Боргезе, легендарное «Положение во гроб», почти никогда не покидавшее стен Ватиканского дворца, «Ужин в Эммаусе» из миланской галереи Брера, знаменитое «Обращение Савла» из церкви Санта Мария дель Пополо – величайшие шедевры мастера, которые увидит посетитель выставки. Выставка Караваждо станет центральным событием культурного года «Россия – Италия». Москвичи и гости столицы получат уникальную возможность стать его участниками. Выставка включает 11 произведений художника.

Имя великого мастера по праву стоит в одном ряду с такими художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Тициан, чьи имена прославили итальянское Возрождение. Караваджо работал в иную эпоху, на рубеже XVI – XVII веков, когда на основе все расширявшихся связей между разными странами, формировалась новая европейская культура. Он стоял у истоков этого процесса, определившего дальнейшее развитие искусства не только в Италии, но и за ее пределами.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) по праву считается одним из величайших мастеров западноевропейского искусства. Он «не признавал других учителей, кроме натуры», так писал о нем Джованни Беллори, известный римский историограф XVII века, который таким образом подчеркивал, что именно окружавшая его реальная жизнь представляла для художника особую ценность. В то же время он понимал и использовал уроки искусства классического прошлого, тонко перерабатывая идеи Микеланджело и Рафаэля в собственном ключе.

Художник родился в Ломбардии, в городке Караваджо или, возможно, в Милане, в семье каменщика, а точнее, строителя. Получив первый профессиональный опыт у себя на родине, в мастерской миланского художника Симоне Петерцано, он отправляется в Рим в возрасте двадцати с небольшим лет, где перебивается случайными заработками. Караваджо подрабатывает помощником у разных художников, в частности, у прославленного тогда римского живописца Кавалера д’Арпино.

Одной из наиболее ранних самостоятельных работ мастера является представленный на выставке «Юноша с корзиной фруктов» (Рим, Галерея Боргезе). Осязательность фигуры и точность живописной передачи фруктов на переднем плане лишь подчеркивает утонченность образа. Подобная достоверность станет одной из отличительных черт искусства мастера. В римской живописи характерное для раннего творчества мастера обращение к жанровым сюжетам было явлением абсолютно новым, которое утвердилось в европейском искусстве XVII века именно благодаря Караваджо. Уже самые ранние произведения Караваджо принесли ему известность и покровительство просвещенных и влиятельных людей, среди которых был кардинал Франческо Мария дель Монте, поклонник искусства и страстный коллекционер, а также маркиз Винченцо Джустиниани.

Успех ранних картин открыл перед Караваджо новые творческие возможности – в 1600 году художник получает свой первый крупный официальный заказ, связанный с созданием больших полотен для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези. И с этого момента он начинает работать в жанре религиозной картины, которая в живописи Рима имела особенно глубокие традиции, сформировавшиеся еще в эпоху Ренессанса. Композиции его многофигурных полотен на евангельские сюжеты усложняются, а в качестве одного из главных средств создания в картине сложного психологического рисунка и выявления характеров героев используется новый принцип контрастного освещения. Персонажи религиозных картин Караваджо принадлежат к тому же социальному кругу, что и действующие лица его жанровых сцен, а подчеркнутые контрасты света и тени, использование резких ракурсов усиливают драматизм настроения его религиозных произведений.

Ярким примером этого может служить выдающееся по своему значению полотно «Обращение Савла», которое постоянно находится в римской церкви Санта Мария дель Пополо; факт ее предоставления на выставку в Москву поистине уникален. Картина передает духовное прозрение человека и не случайно главным выразительным средством здесь становится свет, к которому простирает руки поверженный на землю Савл, будущий апостол Павел.

Своей высшей творческой зрелости Караваджо достигает к 1606 году, когда им было написано несколько монументальных полотен для наиболее известных римских церквей, в том числе и для собора Св. Петра. Одной из самых прославленных работ этого времени – полотно «Положение во гроб» (Музеи Ватикана, Пинакотека), которое поражает правдивостью в передаче чувств и мощным драматическим накалом. В этот период слава Караваджо растет с необычайной быстротой и каждое новое его творение немедленно становится ярким событием в жизни Рима. Просвещенные любители искусства стремятся приобрести его картины для своих коллекций, и посетители выставки имеют возможность ознакомиться с целым рядом работ такого рода. Среди них и полное энергии и навеянное образами Микеланджело изображение Иоанна Крестителя (1602; Рим, Капитолийские музеи), написанное для просвещенного римского аристократа Чириако Маттеи, и исполненная несколько позднее вторая версия этого сюжета (1604; Рим, Галерея Корсини), выполненная для семейства Корсини, где святой запечатлен погруженным в глубокое раздумье. В поздние годы для флорентийского заказчика Франческо дель Антелла художник написал изображение спящего Амура (1608, Флоренция, Галерея Палатина), которое поражает своей правдивостью и реализмом, что не вполне отвечает традиционным представлениям о легкомысленном герое древней мифологии.
Последние годы жизни Караваджо отмечены чередой драматических событий, причиной которых стало смертельное ранение, нанесенное художником Рануччо Томассони во время игры в мяч. Караваджо грозило серьезное наказание вплоть до смертной казни, и по совету друзей он покинул Рим. В этот период он вынужден скрываться, постоянно переезжая с места на место, он работает в Неаполе, на Сицилии, на острове Мальта. Этот поздний период представлен на выставке несколькими полотнами, самым выдающимся из которых следует признать написанное на Сицилии «Поклонение пастухов», наполненное нежностью чувства и одновременно глубокой безысходностью. В произведениях, созданных в эти годы, постоянно нарастает предчувствие надвигающейся трагедии, которое нашло свое выражение в композиции «Мученичество св. Урсулы» (1610; Неаполь, собрание Банка Интеза) – последнем произведении великого мастера.

Караваджо скончался в больнице местечка Порто Эрколе, куда он попал, заболев малярией. Художник направлялся в Рим, не зная о том, что уже получено прощение от папы римского. Караваджо еще не было 40 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *