Николай Палажченко
Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Впервые на арт-тусовках художники заговорили не про виражи арт-рынка (попросту – кто сколько заработал бабла), не про результаты ставших не столь уж далекими лондонских аукционов и не про астрономические бюджеты выставок и пиар-проектов, а про искусство. Про новые идеи, про веселые парадоксы и безумные проекты. Запахло ностальгией – кухонными посиделками и квартирными выставками.
Андеграунд – питательная среда настоящего искусства. Гламур, верный спутник больших и легких денег, возносит искусство к славе, но выхолащивает его и лишает ресурса для развития. Для гламура действительно хороший художник – мертвый художник. Мертвый Энди Ворхол с фотографий мертвого Мэпплторпа куда пригоднее для глянцевых страниц, чем старенький уютный дедушка Кабаков, источающий ядовитую иронию. Хоть он и мультимиллионер.
Отсутствие денег для современного русского искусства в общем-то скорее фактор комфорта – долгие годы мы жили в полунищите – без светских тусовок, коллекционеров на Бентли и Майбахах и галерей размером с небольшой аэровокзал. Привыкли.
Нелепо выглядят герои андеграунда наевшие щеки и ставшие неуклюже вальяжными! Как не хватает им голодного блеска в глазах! И как быстро они могут перестать быть интересными. Раз и всё!
Конечно, на самом деле, все немного сложнее. Как говорит один известный галерист – в каждом столетии рождается ограниченное количество гениев. И финансовый достаток мало влияет на качество их работы. Малевич, Саврасов, Врубель были практически нищими, в то время как Кандинский или тот же Кабаков всегда чувствовали себя неплохо в материальном плане. Это не мешает им висеть в музее на соседних стенках. В какой-то степени искусство существует в абсолютно параллельной экономике реальности. Разговор со средним художником о деньгах не менее анекдотичен чем разговор с финансистом о сущности искусства. Можете поэкспериментировать, если хотите.
Что касается того самого рынка. Зловещего толстого дядьки с мешком долларов всегда бегущего по пятам современного искусства, но органически не способного его догнать. В последние годы в России рынок искусства рос бешеными темпами. У художников, попавших в тренд, выгребли все, что было нарисовано за десять предыдущих лет. Даже за двадцать. Цены на искусство не случайно стали главной темой для обсуждения – порой они действительно поражали воображение. Перспектива обогащения и резкой смены социального статуса для многих художников стала манией, маштабы которой превышали даже бойкие темпы роста их доходов.
Количество заинтересованных в искусстве субъектов росло просто в геометрической прогрессиии: жены и дочки форбсов и недофорбсов, акулы-антиквары и успешные рестораторы, тридцатипятилетние пенсионеры от бизнеса и просто скучающий топ-менджмент – все вдруг бросились в искусство. Нельзя конечно сказать что это плохо – многие из них, люди занимательные и ушлые, они привнесли в искусство свои знания и энергию. Но большинство же неофитов обычные жертвы рублевского стадного инстинкта, воспринимающие искусство как очередной предмет роскоши и маркер статуса. Теперь их станет меньше.
Природа коллекционирования искусства не менее мистическая чем природа самого искусства – только страсть помогает собрать настоящую коллекцию. Здесь не обязательно держать нос по ветру. Ни куда не денутся настоящие собиратели, ведь кризис – это мелочь для фанатика. Даже в самые тяжелые времена всегда были люди покупавшие шедевры. И именно в тяжелые времена, времена падения спроса есть шанс собрать коллекцию по-настоящему великую. Как ни парадоксально, сужение спроса мобилизует, отсеет шелуху, сдует бриллиантовую пыль, уменьшит пиаровские потуги и в конечном итоге оздоровит арт-рынок и само искусство.
Для художника, критика, галериста и коллекционера появился шанс остановить маховик алчности и немного позаниматься делом. Посидеть в мастерской и поработать вместо похода на презентацию новой марки часов. Поговорить с коллегами, а не с меценатами и журналистами из деловой газеты. Немного подумать.
Но ценно не само отсутствие денег, или их наличие – ценен контраст, ревизия вертикалей и иерархий. А там, глядишь, наступит ностальгия по сытым временам, нищета замучает, захочется снова увидеть аукционные рекорды и просящие взгляды коллекционерш унизанных бриллиантами размером с орех. Захочется поговорить о рекордных продажах и новых инвесторах вливающих миллионы в арт-проекты. И они не заставят себя долго ждать.