ART4.RU

Павел Микитенко

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару месяцев после своего рождения, он уже готовится сделать первый шаг в публичное и историческое пространство города. При поддержке Фонда Ельцина ART4.RU объявил открытый конкурс проектов памятника первому российскому президенту. Заявки принимались до начала сентября. На Конкурс уже представлено более сотни работ, в том числе эскизы и макеты Дмитрия Гутова, Влада Монро, Андрея Бартенева и других известных художников. Начиная с 11 сентября в музее месяц будут выставлены лучшие проекты. Из них открытым народным голосованием посетители выставки и сайта www.art4.ru изберут победителя. Памятник будет установлен на Лубянской площади, или, если городские чиновники «не поймут», то в сквере перед самим музеем.

Игорь Маркин рассказал GiF.Ru о своих планах по созданию общей истории, воплощенной в городском ландшафте, и музейной экспозиции ART4.RU.

GIF: Расскажите как у Вас, коллекционера и музейщика родилась идея поставить памятник, и почему Ельцину?

И.М.:
 Памятник – это только первый шаг к созданию по-настоящему современной городской среды силами современного искусства. В России оно когда-то существовало в подвалах, недавно заняло более приличные помещения и теперь созрело, чтобы выйти на улицу, стать городской средой, как это давно уже произошло с искусством в Европе.

В остальном же, это сложение случайных обстоятельств: образовалось вакантное место памятника на Лубянке, умер первый президент, нам пришла в голову идея поставить монумент олицетворяемой им эпохе.

Все это вместе дает возможность действовать. Если кто-то из современных художников захочет поставить монумент и мы с ним обратимся в разрешительные государственные организации, то на нас посмотрят как на идиотов. А с проектом памятника Ельцину мы попадаем в русскую традицию возведения памятников государственным деятелям и есть шанс довести дело до конца.

Ситуация такова, что на создание памятников существуют очереди, в которых стоят скульпторы, приближенные к власти. Нормальные художники в этот процесс просто не включены, в результате городская среда превращена сами видите во что. Мы хотим попробовать изменить эту ситуацию.

GIF: В объявлении о конкурсе вы приводите устрашающие слова Церетели: «Я даю вам слово, что пройдет время, и я буду стараться точно создать его образ в памятнике», произнесенные после кончины Бориса Ельцина. Вам важно опередить его?

И.М.:
 Да, для нас важно, чтобы настоящие, а не липовые современные художники ставили памятники и не только в Москве. Надеюсь, московский памятник Ельцину станет прецедентом. Я не исключаю, что конкурс даст больше одного хорошего проекта и мы сделаем еще один памятник, например в Екатеринбурге.

GIF: А чем для Вас ценно современное искусство, что в нем вообще происходит?

И.М.:
 Прежде всего, покупать искусство интереснее, чем очередной Бентли, здесь можно сделать что-то уникальное. Вот, например, частный музей открылся впервые за последние сто лет. Я – первый. То есть коллекция искусства может дать больше, чем коллекция дорогих часов. Мне интересно создать уникальную и лучшую коллекцию послевоенного российского искусства. Мои любимые художники – Краснопевцев, Кабаков, Вейсберг, Харитонов, Яковлев. Если брать более молодых, то Звездочетов, Кошляков, Гутов.

Искусство – это область открытий в визуальности, расширение границ восприятия. В современном искусстве происходят открытия, которые потом используются в кино, рекламе, везде. В девяностых это влияние было, но о современных художниках и том, чем они занимаются, знали немногие. Сейчас ситуация меняется. Об этом, например, говорит количество зрителей Московской Биеннале, хотя конечно, отдельный вопрос что им там показали. Также об этом говорит множество русских, которые в этом году приехали в Венецию.

GIF: Действительно, социальная функция искусства меняется. Какое место в этом процессе Вы отводите современному музею и конкретно ART4.RU?

И.М.:
 Что касается взаимодействия с обществом, то я вижу роль нашего музея в популяризации современного искусства среди коллекционеров и публики.

Музей является катализатором процесса, но на самом деле это лишь следствие других функций, которые он выполняет. Например, собирать большую коллекцию без музея невозможно – ее надо выставлять, обслуживать, самому смотреть как она выглядит.

Еще одна задача – доказать, что именно эти, выбранные тобой художники и являются настоящими носителями современности, только тогда это не выброшенные деньги и коллекция имеет какой-то вес, то есть я включаюсь в процесс продюсирования художников.

GIF: Вероятно поэтому вы привлекаете зрителей, вовлекая их в формирование экспозиции с помощью голосования? (идея голосования заключается в том, что работа, против которой голосуют зрители покидает экспозицию. – Прим ред)

И.М.:
 Да, поэтому мы избавляясь от магии имен, убрали ярлыки с именами художников и отчасти предоставили формирование экспозиции непосредственному взгляду зрителя. Это интересно еще и потому, что позволяет исследовать вкус публики.

В продолжение изучения реакции зрителя в середине октября мы планируем выставку цен. Все останется на своих местах, но рядом с картиной мы добавим ее актуальную цену. Таким образом, мы одновременно удовлетворяем общественный интерес – у нас часто интересуются сколько что стоит – и делаем первую в мире выставку с ценами. После этого мы обнулим результаты голосования, а новые результаты позволят нам понять как действует магия цен.

GIF: Но увлекаясь игрой со зрителем, Вы лишаете произведения их культурного и исторического бекграунда. В каком контексте для Вас существует произведение современного искусства, если это не история и не культурная ситуация?

И.М.:
 Коллекционер когда покупает картину, вешает ее у себя дома не ориентируясь по направлениям и датам. Это очень личный выбор – картина должна висеть здесь, вот и все. Мы специально смешали все произведения. И к тому же, формирование экспозиции – это постоянный и не прекращающийся процесс, сейчас все намного лучше, чем было после открытия.

Вообще сила современного искусства в разнообразии. Мы руководствовались этой идеей, поэтому и получился клиповый монтаж. Надо сказать, что большинство работ рядовому зрителю не нравятся, поэтому наша задача в том, чтобы стоя в любом месте музея вы видели сильные и разнообразные произведения.

GIF: Но может быть поэтому, несмотря на множество первоклассных работ, ART4.RU слегка напоминает музей современного искусства нарисованной креативщиками Дирола в одном из рекламных роликов несколько лет назад? В созданном ими ролике экспозиция состояла из подвешенного к потолку велосипеда, поставленного с ног на голову шкафа и прочих шокирующих, но лишенных смысла объектов.

И.М.:
 Должно быть разнообразие даже в музеях – мы сделали мешанину, такого еще нигде нет. Пока эта идея мне нравится, и мы ее разрабатываем.

Купить новую картину – это как сходить на новый фильм. Произведение искусства – это нечто новое в потоке повторяющейся визуальной информации. Но если в кинотеатре ты сидишь и кадры проносятся у тебя перед глазами, то в галерее наоборот зритель движется относительно искусства. Экспозиция нашего музея – это такой фильм, который мы постоянно монтируем.

GIF: В связи с этим мне вспоминается идея Гройса, который отводит музею роль хранилища принципиально иных образов, по отношению к мощному, но чрезвычайно монотонному и однообразному визуальному потоку масс-медиа. Модель музея Гройса – это не конкуренция с массовой культурой, а нечто принципиально иное по отношению к ней. Для вас существует это различие?

И.М.:
 В масс-медиа, например, в рекламе, бывают настолько качественные вещи что их можно смело записывать в искусство, то же самое касается и дизайна. Талантливые люди есть везде, сплошь и рядом нас окружает искусство, произведение отличает лишь отсутствие утилитарности.

GIF: Есть ли какой-то музей, на который вы ориентируетесь?

И.М.:
 Мы изобретаем музей. Моя мечта, чтобы у него было отдельное здание в центре Москвы, построенное одним из лучших мировых архитекторов. Пока же мы здесь в стесненных обстоятельствах и исходя из этого думаем. Если обратиться к истории, то меня привлекает опыт Щукина, но не Сергея, который собрал импрессионистов, а его брата Петра, который собирал древности. Его музей, который находился где-то в районе Грузинской улицы представлял собой забитую хламом квартиру… Я тоже хочу так забить искусством нижнее помещение, чтобы человеку было трудно пройти, чтобы он лавировал между каких-то предметов, инсталляций… Мы собираемся покрасить в другой цвет стены, создать более домашнюю атмосферу. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *