Любовь Мульменко
Из города-завода Пермь превращается в город фестивалей
Начиная с марта Пермь фестивалит каждый месяц. Начиная с июля – каждую неделю. Это неспроста: желая подпитать интерес к городу, возникший после открытия музея современного искусства Permm, местные власти приняли решение объявить 2009 год годом фестивалей.
Был определен большой фестивальный пул – список из девяти событий, призванных зазвучать на всю страну и «усилить» имидж Перми как новорожденной культурной столицы. Принципиально новых проектов в топ-9 только три: привозные «Новая драма» и «Территория» плюс абсолютный дебютант – «Живая Пермь». У прочих (от «Флаэртианы» до Kamwa) есть своя история, в большинстве случаев многолетняя, и свой зритель. Теперь они стали еще и делом государственной важности.
Фестиваль – удобная форма самопрезентации, особенно для тех, у кого есть наготове манифест (продукт), нуждающийся в популяризации. Это отличный способ застолбить за собой тот или иной культурный ресурс. Так что нет ничего удивительного в том, что Пермь подналегла на фестивали. Другое дело, что далеко не у каждого мероприятия есть потенциал, необходимый для раскрутки культурного бренда региона. Возможно, год фестивалей поможет понять, «кто чего стоил в этой пурге».
Открылся сезон фестивалем «Новая драма. Пермь». Московские хозяева «Новой драмы» Эдуард Бояков, Кристина Матвиенко и Михаил Угаров привезли очень достойную программу. В течение нескольких дней в городе действовала творческая лаборатория, итогом которой стала серия читок с участием артистов пермского «Театра-Театра». Были показаны спектакли театров «Практика» (Москва) и «Парафраз» (Глазов), рэп-драма «Засада» с пермяком Вячеславом Хахалкиным (рэпером Сявой) в главной роли и документальный очерк «Мотовилихинский рабочий» (на материале интервью с сотрудниками одного из местных заводов). Однако мероприятие получилось камерным, полузакрытым, для своих – фактически прошло мимо города. Места в малом зале «Театра-Театра» были поделены между организаторами, участниками, отобранными гостями и представителями прессы; зрителей «с улицы» можно было счесть по пальцам. Зато в наследство от фестиваля Перми достался новый театр «Сцена-Молот» под началом соучредителя «Новой драмы» продюсера и режиссера Эдуарда Боякова. Действовать «Сцена-Молот» будет на базе все того же «Театра-Театра». Заявлены первые премьеры: «Засада» Юрия Муравицкого и «Собиратель пуль» Руслана Маликова. Обе состоятся осенью.
Далее следовал «родной», пермский, проект – «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Резонанс был более ощутимым – о «Сезонах…» с воодушевлением писала федеральная пресса. Это справедливо: «Сезоны…» существуют с 2003 года, но с таким размахом прошли впервые. В Пермь прибыли артисты Парижской оперы, Большого и Мариинского театров. Пермский театр оперы и балета представил спектакль «Один день Ивана Денисовича» режиссера Георгия Исаакяна (почетным гостем премьеры была Наталия Солженицына; работа над постановкой была в свое время согласована с писателем). В программе мультикультурного фестиваля сказалась причастность к его организации директора Пермского музея современного искусства Permm Марата Гельмана. Афиша «Сезонов…», где обычно преобладали опера, балет и современный танец, приросла contemporary art: приехали художник Олег Кулик и артгруппа «Синие носы».
Фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка» в старом купеческом городке Кунгуре был включен в стратегический список в последний момент. Изначально девятым событием должен был стать Пермский экономический форум, но тот, видимо, выбивался из общего ряда. Произошла оперативная замена. В большей мере спортивная, нежели культурная «Ярмарка», впрочем, тоже не вполне вписалась в систему. Воздушные шары прилетели и улетели, как это бывало раньше (фестивалю восемь лет) – нового опыта тут нам не явили.
«Живую Пермь» придумал директор Permm (и по совместительству один из идеологов преображения Перми в реальные, а не утопические Нью-Васюки) Марат Гельман. Придумал и перепоручил воплощать замысел в жизнь наемному оргкомитету, практически не вмешиваясь в его работу. Анонсировалось действо как «Фестиваль фестивалей», глобальная ревизия местных творческих сил и единовременное преображение города в огромную артплощадку. На деле все вышло далеко не так впечатляюще. Афиша хоть и трещала по швам от обилия событий, оказалась хаотичной и неоднородной, фактически распавшись на несколько блоков: топовые привозные экспозиции (выставка-презентация столичных институций «Москваполис» и фотопроект The best of Russia), подборки работ известных пермских художников, наконец, «смотр самодеятельности». Доля самодеятельности была самой значительной – в итоге «Фестиваль фестивалей» обернулся большим капустником сомнительного качества, на что оргкомитету не преминули попенять; впрочем, заметив: лучше это, чем ничего.
Историко-литературному фестивалю «Сердце Пармы» (назван по роману Алексея Иванова) опека властей пошла на пользу. Фестивали прошлых лет разочаровывали несоответствием между заявленной концепцией и содержанием. Несоответствие сохранилось: с историей и литературой так и не задалось, зато зрелищная часть стала богаче. Как и прежде, шли показательные и турнирные бои воинов-реконструкторов, выступления этно- и фолк-коллективов, экскурсии. Организаторы заманили в село Камгорт под Чердынью практически все военно-исторические клубы – пермские и из окрестных городов и группу «Калинов мост». Она и обеспечила «Сердцу Пармы» солидный прирост аудитории.
Да и фестиваль-форум «Пилорама» привлек повышенное внимание за счет приглашенного хедлайнера. Обещание сольного концерта Юрия Шевчука стало мощным катализатором – на территорию бывшего лагеря для политзаключенных (и нынешнего музея политических репрессий «Пермь-36») прибыло около 8 тыс. человек (в два-три раза больше, чем обычно). Большое скопление людей, приехавших «на Шевчука», вышло «Пилораме» боком. Интеллектуальный форум, направленный на продвижение идей равенства, свободы, гражданских прав, оказался столь похожим на тусовочно-музыкальный open-air-фест, что это смутило многих поклонников прежней «Пилорамы». Дискуссии с участием правозащитников и бывших узников пермского лагеря и поющая-гуляющая тусовка существовали в разных измерениях, постоянная аудитория форума увидела тут этическую проблему. Вопрос о том, насколько проблема реальна, остается открытым. Но в любом случае загвоздка, понятно, не в Шевчуке – его задушевная гражданская лирика в контексте «Пилорамы» была вполне органична. Загвоздка в культуре поведения и организации быта толпы, следовавшей за любимым музыкантом. А может статься, и в самой идее проведения массового действа в пространстве, отягощенном горькой исторической памятью. Стоило бы задуматься, насколько вообще совместимы пространство такого музея и пространство шоу.
Этнофутуристический фестиваль Kamwa в четвертый раз подтвердил свою репутацию мероприятия с блестящей организацией и сильной художественной программой. К работе над формированием афиши подключился московский продюсер, глава компании Green Wave Music Александр Чепарухин. Он привез модную команду Даха-Браха (статус хедлайнеров полностью оправдался – пермяки теперь дружно фанатеют от украинского квартета) и группу Sayari, работающую с индийскими культурными практиками. Музыка на Kamwa негласно считается основной составляющей, но в этом году не менее сильной оказалась программа «Этномода», в частности проект «Экоодежда», направленный на развитие пермской fasion-индустрии. По окончании фестиваля в Перми планируется открытие специализированного магазина одежды из натуральных тканей в стиле casual (вся продукция местного производства). Еще одним позитивным следствием Kamwa-2009 может стать сотрудничество Чепарухина с городской филармонией, сулящее публике знакомство с коллективами международного уровня.
Kamwa закрыла летний сезон – фестивальных уикендов на ландшафте в этом году больше не будет. Впереди сентябрьская «Территория», фестиваль-школа, до сих пор проходивший в Москве, и единственный в России международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» (с постоянной пермской пропиской), назначенный на октябрь. Видимо, уже совсем скоро можно будет подводить итоги и рассуждать об эффективности отыгранной программы.
Пермская интеллигенция между тем уже реагирует на культурную реформу – живо и бурно дискутирует с чиновниками и культуртрегерами на страницах местной прессы и на специально созванных «круглых столах». Среди прочего пермяков беспокоят вопросы о том, насколько рационально тратить бюджетные средства преимущественно на фестивальные проекты, действительно ли нужно такое множество фестивалей. Средства, к слову, расходуются и впрямь немалые. Скажем, грядущая в сентябре «Территория» обойдется местному бюджету в 15 млн руб. и станет самым дорогим культурным проектом за всю историю Пермского края.
Отвечая на выпады оппонентов, Марат Гельман утверждает, что фестивализация – временная мера. Это сейчас, когда повседневная культурная жизнь города недостаточно насыщена событиями, есть нужда устраивать периодические встряски, единовременно выдавая мощный концентрат. Постепенно, надеется Гельман, потребность в таких инъекциях отпадет сама собой.
В довесок к фестивалям предполагается использовать артрезиденции – ангажировать видных столичных экспертов на конкретные пермские проекты (как случилось уже с Бояковым, Чепарухиным и Артемием Лебедевым, который сейчас работает над созданием Пермского центра дизайна). Идея в том, чтобы гастролеры не просто приезжали в Пермь, но и оставляли в городе нечто: театр, музей, выставочный проект или конкретный артобъект. Заходит речь и об образовательных институциях – Гельман и его команда периодически грозятся открыть то киношколу, то курсы арткритики. Всем ясно, что городу нужны свои культурные, так что против этих начинаний никто не выступает.
Губернатора Пермского края Олег Чиркунова фестивальная история сильно вдохновляет. Он не пропускает ни одного мероприятия и исправно рапортует об увиденном в своем блоге. Выкладывает любительские фотографии, делится впечатлениями, как самое что ни на есть частное лицо, рассуждает о том, как добиться стабильного внимания к фестивалям и улучшить условия их проведения. Посетив в пересменке между пермскими Авиньонский фестиваль, губернатор начал всерьез задумываться о том, чтобы Пермь повторила удачный опыт французского города и сюда валом повалили бы туристы из других регионов. Читатели губернаторского блога к идее Чиркунова отнеслись в большинстве своем скептически: мол, Европа не Россия, Пермь не Авиньон.
В сентябре в Перми пройдет очередной экономический форум, в программе которого особое внимание будет уделено культурной политике. В прошлом году о культуре как факторе развития экономики региона тоже говорили много и энергично. Но если тогда выступающие убеждали аудиторию в том, что культурой заниматься нужно, то теперь этого не потребуется. В экономический потенциал пермской культуры уверовали так массово и безраздельно, вложили в нее так много, что идти на попятную было бы уж совсем не комильфо. Комильфо – быть последовательными и продолжать кампанию. Основная интрига кроется в том, какую форму она примет.
Изображение © ulysses85.livejournal.com. На фото – фрагмент работы Бориса Матросова «Счастье не за горами»