Предуведомление
Дело о выставке «Запретное искусство» длится с 2008 года и уже не только стало нарицательным, но и превратилось в своеобразный «симптом» нулевых, нескончаемый процесс с кафкианским душком, чисто юридическая подоплека которого многим представляется сомнительной (впрочем, это касается не только дела Андрея Ерофеева и Юрий Самодурова).
Философ Мартин Бубер рассматривал мир как совокупность знаков, обращенных лично к каждому живущему. Ситуация с обвинениями в адрес кураторов выставки в центре Сахарова в чем-то напоминает тезис Бубера в одной из возможных его крайностей. Знаки восприняты, но обращены субъектом против самого себя, с решительной категоричностью, не допускающей иных толкований. Работа Бубера, на которую мы ссылаемся, называется «Диалог», и именно о диалогической открытости, восприимчивости к посланию другого и писал в ней немецко-еврейский мыслитель. Диалог требует не только восприятия послания, но и усилия по его интерпретации, не всегда очевидной в той эстетической и ценностной системе, в которой находится зритель субъект (в нашем случае – зритель).
На прошлой неделе Юрий Самодуров прислал нам в редакцию тезисы своих показаний, которые мы приняли решения опубликовать. В этих тезисах, помимо всего прочего, нам кажется принципиальным один момент: ответчик локализует происходившее на печально известной выставке именно в пространстве диалога и рефлексии. Представленные на выставке«иконографические религиозные символы, образы, знаки… берутся и изображаются авторами произведений не в их исходном сакральном значении и контексте, а помещаются в профанный контекст и совмещаются с чуждыми им изображениями для выражения… волнующих авторов произведений художественных задач, идей и явлений». О функциях и смысле искусства можно рассуждать бесконечно, но невозможно, по нашему мнению, игнорировать именно этот рефлексивный его компонент, в различных случаях варьирующийся от хладнокровного analytical до импульсивного thought-provoking, идет ли речь о политически окрашенных работах или же пресловутом art for it’s own sake. Акцентирование этого аспекта и отстаивание его и дает нам моральное право опубликовать на GiF.Ru текст судебных показаний Юрий Самодурова.
Ниже мы публикуем тезисы судебных показаний, которые Юрий Самодуров зачитал в суде 28 мая 2010 года. Текст публикуется с любезного разрешения автора.
Юрий самодуров
ТЕЗИСЫ МОИХ ПОКАЗАНИЙ СУДУ
(судье С.Ю.Александровой)
1. Выставка «Запретное искусство-2006» (куратор А.Ерофеев) была проведена некоммерческим учреждением культуры «»Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова»» в соответствии со своей миссией, уставными задачами и формами деятельности. Проводя выставку, я выполнял гражданский и профессиональный долг и профессиональные обязанности директора Музея и действовал в полном согласии со своими правовыми, профессиональными, гражданскими и общественно-политическими убеждениями.
Демонстрацией выставки «Запретное искусство-2006» Музей и центр имени Андрея Сахарова явочным порядком реализовал, продемонстрировал российскому обществу и защитил гарантируемое Конституцией РФ – ст. 13, пп.1, 2; ст. 14, п.1; ст. 28, ст. 29, пп. 1,3,4,5; ст. 44 пп.1,2, а также Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях – ст.6 право Музея и центра имени Андрея Сахарова, равно как и других светских учреждений культуры, публично демонстрировать в России в специально отведенных для этого местах произведения современного искусства, получившие признание специалистов по современному искусству,независимо от того, как эти произведения могут оцениваться и восприниматься с религиозной, в т.ч. с православной точек зрениялюбыми внешними наблюдателями: верующими мирянами, служителями церкви, официальными представителями РПЦ, экспертами-религиоведами, общественными организациями, позиционирующими себя в качестве православных, и т.п.,а также независимо от того, как эти произведения могут оцениваться представителями исполнительных, законодательных и судебных органов власти.
2. Публичной демонстрацией ряда представленных на выставке «Запретное искусство-2006» художественных произведений: Михаил Рошаль-Федоров «Дадим угля сверх плана», 1972; Вячеслав Сысоев «Апокалипсис», начало 1980-х, «Свет против тьмы», 1985-1986, «Крестный ход», начало 1980-х; Александр Косолапов «Реклама Макдональдса», 2000, «Икона-икра», 1995; Александр Савко две работы из серии «Путешествие Микки Мауса по истории искусства», 1995; Вагрич Бахчанян «Без названия», середина 1980-х, «Известия», середина 1980-х Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова в соответствии со своей миссией и уставными формами деятельности и я в роли его директора и в полном соответствии со своими профессиональными обязанностями и культурными, правовыми, гражданскими и общественно-политическими убеждениями явочным порядком реализовал и защитил гарантируемое Конституцией РФ – ст. 13, пп.1, 2; ст. 14, п.1, ст. 28, ст. 29, пп. 1,3,4,5; ст. 44 пп.1,2, а также Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях – ст.6 право художников и светских учреждений культуры на публичную демонстрацию в России, в специально отведенных для этого местах художественных произведений, в которых иконографические религиозные символы, образы, знаки или их фрагменты берутся и изображаются авторами произведений не в их исходном сакральном значении и контексте, а помещаются в профанный контекст и совмещаются с чуждыми им изображениями для выражения любых интересующих и волнующих авторов произведений художественных задач, идей и явлений при условии, что данные произведения с нерелигиозной, светской точки зрения выражают – по мнению их авторов, а также специалистов по современному искусству и руководителей учреждений культуры, где эти произведения демонстрируются – определенные идеи, мысли, чувства, в т.ч. атеистического характера, не направленные на оскорбление личности и личного достоинства верующих, в т.ч. православных.
28 мая 2010 г.
Ю.В.Самодуров