Илья Архипенко
С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ «Манеж» пройдет VIII международная биеннале современного искусства «Диалоги». При скромном бюджете мероприятие, тем не менее, раз от раза становится все более масштабным. В этом году, благодаря усилиям главного куратора Ларисы Скобкиной, свои работы представят более 100 художников из 25 стран.
GIF: Каково значение «Диалогов» – как мероприятия международного – для культуры города и страны?
ЛС: Я только что посетила кассельскую «Документу», Венецианскую биеннале и Skulptur Projekte в Мюнстере. Может быть, это нескромно, но уровень работ на нашей биеннале не хуже. Благодаря крупным международным фестивалям происходит сближение публики и художников. Такие события люди воспринимают как праздник. Я хочу, чтобы наша биеннале воспринималась так же, чтобы Петербург стал одной из столиц современного искусства.
GIF: Для этого нужны деньги. Откуда им взяться?
ЛС: Прежде всего, городу следует нас поддержать, понять, что «Диалоги» могут стать событием для страны, а в идеале – и для мира. 15 лет мы бьемся со смехотворным бюджетом на небольшой площади. Мы не можем обеспечить присутствие громких имен, потому что нет денег. А когда мы обращаемся к потенциальным спонсорам, они говорят, что не знают о нашем существовании. И круг замыкается.
GIF: То есть художников и кураторов вы привлекаете на дружеской основе?
ЛС: Да, как правило. «Диалоги», собственно, и начались с того, что собрались несколько художников, из Франции и России, и мы вместе решили делать международный фестиваль. Знакомые приглашали знакомых, потом уже художники сами предлагали свои проекты. Начинали мы с нескольких десятков участников, последние же годы их более ста.
GIF: Как происходит отбор авторов?
ЛС: По-разному. Есть кураторы отдельных проектов: программы скандинавских стран, Франции, программы перформанса. Кроме того, свои проекты предлагают организации, в этом году – Московский музей современного искусства и петербургский филиал ГЦСИ.
Часто художники обращаются напрямую. Я очень люблю привлекать молодых.
Конечно, должна быть команда кураторов, собирающих художников в разных странах. Но мы не можем предложить достойных гонораров, держимся на энтузиазме.
GIF: На какую аудиторию рассчитаны «Диалоги» в большей степени: на профессионалов или же на массового зрителя?
ЛС: Категорически не на профессионалов. Биеннале должна быть не соревнованием художников, а способом эстетического воспитания. Одна из важнейших функций актуального искусства – расширение видения. Научиться видеть может каждый, даже самый далекий от искусства обыватель. Мы работаем, в том числе, и для него.
GIF: Чтобы такое событие включилось в мировой контекст, просто внимания публики недостаточно. Нужна серьезная работа критиков.
ЛС: Разумеется. Но сейчас критики больше мешают. Даже чувства благодарности нет. Не хотелось бы это называть комплексом провинциальности, но журналисты по отношению к нам заранее настроены скептически.
GIF: Вы не ставите конкретных задач перед художниками и кураторами, не нагружаете мероприятие идеологией. Каким образом «Диалоги» могли бы развиваться? В количественную сторону?
ЛС: Посмотрите концепции крупных биеннале. Это же полная абстракция. Все вбили себе в голову, что должна быть концепция. А результат везде и всегда один и тот же. Даже Венецианская биеннале декларирует широту взглядов. Потому что мир пришел к пониманию того, что интересно все.
Особенность нашей биеннале в том, что в равной степени уделяется внимание как актуальным, так и традиционным видам искусства. Разные направления, школы и жанры соединяются в диалоге.
В этом году «Манеж» получил в свое распоряжение зал на 170 квадратных метров и прекрасный внутренний двор на канале Грибоедова, 103. Новое пространство будет называться «Малый зал Манежа», и открываем мы его во время «Диалогов». Помещение нуждается в ремонте, но нам кажется, что к изъянам интерьеров можно отнестись вполне творчески: расширение площади биеннале важнее. В планах на будущее: чтобы биеннале охватывала множество пространств, вплоть до спальных районов, чтобы как можно больше художников представляли максимальное количество стран.
GIF: Считаете ли Вы, что Петербург – культурная столица России?
ЛС: Думаю, это звание было дано как напоминание. И теперь большим трудом мы должны его заслуживать.