Открытое письмо
Почему это нужно сделать:
Процедура голосования за проект застройки, имевшая место в ходе общественных слушаний по поводу реконструкции ЦДХ, юридически верна, но по сути сомнительна: Третьяковская галерея – ценность мирового значения и национальное достояние, но право голоса по этому закону дали только жителям и работникам района. И хотя этот проект касается всех москвичей и всех россиян, группу опроса урезали до районного минимума, как будто речь идет об установке фонтана во дворе жилого дома.
О несоблюдении интересов горожан можно также судить по способу презентации проекта. В планах, развешанных на стендах, разобраться весьма затруднительно, не будучи специалистом по архитектуре. А главный объект этой стройки – и вовсе «кот в мешке». Функцию самого крупного здания стройки, которое разместится на площади нынешнего ЦДХ-ГТГ, ранее обозначенную как «инвестпрограмма», к началу выставки изменили на усыпляющее бдительность «здание общественного пользования». В СМИ упоминался финансовый центр. Неясно, как можно голосовать за проект, в котором «общественное назначение» трактуется столь туманно.
Информация вообще трудно поддается извлечению из материалов выставки: все дано только в планах, нигде нет рисунка в объеме. Вид сверху – точка зрения «с неба», видимо, дана потому, что только Бог знает, что в конце концов получится. Мы уже хорошо знакомы с архитектурой последних 15 лет, и мнение о ней сложилось. Поэтому сам архитектурный облик здания предусмотрительно не показывают, что некорректно по отношению к гражданам. В конце концов взрослые жители ЦАО выросли среди старой архитектуры, а им предлагают обсуждать неведомое «пятно застройки». Есть опасение, что оно и вправду станет позорным «пятном» на карте нашего города. И на чьей-то совести.
Если очень внимательно посмотреть, то можно найти высотность зданий в виде штриховок на плане. Там видно, что здание на месте ЦДХ-ГТГ предполагается сделать высотой в 17-этажей. Высота нынешнего здания скрупулезно высчитывалась так, чтобы вписать строение в облик города и не заслонить ничего. В новом проекте об этом не думают. Или сознательно не показывают, как будет выглядеть здание внутри сложившейся застройки.
Очень разочаровывает и огорчает отсутствие в экспозиции перспективных видов со зданием в пейзаже. Будь они представлены, стало бы заметно, насколько чудовищно здание такой высоты смотрится в общем ландшафте. Более того, согласно изложенному плану, Третьяковка окажется фактически под мостом, а такого оскорбительного места не доставалась ни одному музею в мире. Здание музея сейчас похоже на минималистический Парфенон – храм искусств посреди парка муз. По новому же проекту ГТГ будет нести функцию забора, заслоняющего от пыли, газов, шума и вибраций Садового кольца некую инвестпрограмму, укрывшуюся за музеем.
Так что если снос ЦДХ пытаться оправдать стремлением улучшить условия существования музея, то эта причина не работает. Но именно с этой риторикой столкнулись жители района. В интервью газете «Якиманка» главный архитектор Москвы подчеркивал, что стройка была затеяна по многочисленным просьбам работников Третьяковской галереи и ЦДХ. Конечно, какой культурный человек откажет музею? Однако музей от этого проекта лишь пострадает, и весьма ощутимо. Ни пожелания некоторых работников ГТГ получить здание, отдельное от ЦДХ (который якобы затмевает бренд «Третьяковка»), ни попытка «придвинуться ближе» к метро (что кажется невероятным со стороны музея: искусство не становится менее ценным, находясь вдалеке от метро, ездят и на другой конец света, чтобы посмотреть) – все это не осуществилось. По-прежнему Третьяковка и ЦДХ расположены в монолите, только в виде перекошенной буквы «Г». И ЦДХ опять ближе к метро. А забор стройплощадки на долгие пять, а может и больше, лет вообще преградит доступ к музею. Жалобы на нехватку площадей для запасников и сетования на неоправданную величину вестибюлей тоже никак по сути не удовлетворены. На рассмотрение не представлена внутренняя планировка новых зданий, и никто не гарантирует, что добавочные квадратные метры окажутся пригодными для музея.
Дополнительные площади для музея могли быть получены при профессиональной реконструкции здания. Был, например, разработан план реконструкции части здания, принадлежащей ЦДХ. По нему вместо имеющихся сейчас 24 000 кв.м ЦДХ мог бы получить до 45 000 кв. м. И обошлось бы это около 350 000 долларов. Проект был представлен к рассмотрению… и отклонен. Вместо реконструкции затеяли стройку стоимостью в несколько миллиардов долларов. Непонятно, зачем нужно сносить существующее здание, которое успешно функционирует. Зачем такая растрата в ситуации экономического кризиса? Да потому что реально помочь музею – это благотворительность, а сдвинуть музей, кинуть ему неравноценный кусок недвижимости взамен, и построить огромное здание – это выгодно инициаторам стройки. Если учесть, что в уродливом гиганте по соседству, «Имперском доме», уже непоправимо испортившем облик района, один метр стоит от 25 до 35 тысяч евро.
Чем обернется этот проект для жителей Москвы? Стройка новых зданий ЦДХ – ГТГ в течении 5 лет наполнит их легкие строительной пылью; будут курсировать тысячи грузовиков, увозящие строительный мусор и привозящие стройматериалы. Затем начнется вторая часть стройки, сроки которой не оговариваются. Парк на все это десятилетие, а то и больше, по большей части будет недоступен, да и непригоден для прогулок с детьми и отдыха жителей района. Что будет потом – неизвестно, но вряд ли стоит надеяться на обещания оставить парк открытым для публики. Уже сейчас он больше смахивает на внутренний двор. А если там будет базироваться крупный бизнес, или здание будет правительственным (что также возможно), вряд ли можно будет рассчитывать на прогулки прекрасном саду.
Что касается огромной подземной парковки (под значительной частью территории парка), это предложение так же чревато неприятностями. Надо понимать, что пользователи будущего здания площадью с ЦДХ и высотой в 17 этажей с легкостью займут эту парковку, остальным не хватит. А поток машин в районе увеличится многократно, что идет в разрез с разумным общеевропейским стремлением выводить автомобильное движение из центра городов. Выемка огромного количества грунта возле реки создаст угрозу оползней, фундаменты соседних домов могут дать трещину, их жители будут расселены, на их месте возникнет новая стройка. Кроме того, на основании действующей инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях, недопустимо нахождение вблизи здания музея бензохранилища, гаражей, складов дерева и других огнеопасных объектов, а также стоянок автомашин.
Также нужно отметить на плане притаившийся под цифрой «5» подземный торговый центр, расположенный под Садовым кольцом между ЦПКИО и входом в будущую ГТГ. Помимо неуместности торговой точки среди искусства, культуры и отдыха, мы уже знаем, как приток посетителей торговых центров блокирует движение. Уже есть «Атриум» на Курской, уже стоят пробки на Павелецкой, хотя магазин еще строится. Со стороны властей крайне недальновидно продолжать повторять ошибку размещения торговых «молов» в центре города, но, кажется, что они действуют по схеме «после нас – хоть потоп».
Что и как можно сделать прямо сейчас:
Согласно закону об общественных слушаниях, с 6 по 13 февраля жители и работники района «Якиманка» могут выразить свое согласие / несогласие с проектом перестройки треугольника с парком и зданием ЦДХ-ГТГ. Проект выставлен в фойе Третьяковки на Крымском валу, желающему проголосовать нужно иметь с собой паспорт или справку с места работы. Выдают анкету с номером, в нее нужно внести свои данные, есть полстраницы места для развернутого объяснения мнения. Выставка работает с 10.00 до 20.00, 9 февраля – выходной.
Потом, 24 февраля там же состоятся общественные слушания (регистрация участников с 17.00, слушания с 18.00.), на которых можно будет высказаться (только жителям района, работникам и депутатам) перед телекамерами и свидетелями. Подсчет мнений в анкетах – непростая процедура, однако есть толстые регистрационные книги, которые вряд ли могут исчезнуть бесследно. Поэтому имеет смысл под росписью писать «против стройки» или, что тоже может случиться, «за стройку». Такое дополнение к подписи не поощряется, но и не воспрещается.
После слушания в течение недели можно будет направить письменные предложения, замечания и протесты в окружную комиссию.
Не проживающие и не работающие в районе могут оповестить друзей и знакомых в этом районе, так как вопреки обещаниям повесить объявления на дверях всех подъездов, это не было сделано. Или попробовать взять доверенность в простой рукописной форме с паспортными данными обеих сторон у знакомого местного жителя, который к этому вопросу равнодушен и проголосовать, а затем выступить на слушаниях.
Это то, что можно сделать для начала.
Мачулина Диана Юрьевна,
художник, арт-критик
Короткова Таисия Николаевна,
художник
Сукоян Вероника Николаевна,
художник, член Общественного совета по культурным центрам