Дмитрий Пиликин
Роджер Бюргель: «Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции, а индивидуальный субъективный взгляд на предложенную тему»
16 июня в городе Касселе (Германия) открывается проходящая раз в пять лет выставка современного искусства Documenta XII. На этот раз в качестве темы кураторами предложено три лейтмотива в форме вопросов, основной из которых звучит так: «Современность – это наша античность?». В начале марта Роджер Бюргель посетил Москву с неофициальным визитом и ответил на вопросы Дмитрия Пиликина.
Немного истории
Еще не зная, что я буду арт-директором Documenta, я изучал историю ее создания и даже написал об этом книгу. Такой значимый и известный во всем мире форум современного искусства начинался весьма прозаически, как сопроводительное мероприятие к Федеральной садоводческой выставке. Представьте себе Германию в начале 1950-х годов. Страна выбирается из разрухи и залечивает моральные травмы. В 1955 году местом проведения ежегодной садоводческой выставки выбирается Кассель – небольшой старинный городок в центре Германии. И тут появляется профессор искусствоведения – Арнольд Боде (Arnold Bode), человек очень много сделавший для формирования послевоенного изобразительного искусства Германии и музеев Берлина, и предлагает сопроводить этот ботанический форум выставкой современного изобразительного искусства. Так и появилась Documenta, которая с тех пор проходит каждые 5 лет, и каждый раз под руководством нового избранного куратора, который и определяет ее тему. Для Documenta 12 мы предложили три лейтмотива в форме вопросов, основной из которых звучит провокационно: «Современность – это наша античность?».
Опыт
Я родился в Берлине, но большую часть жизни прожил в Вене, где учился. Мне нравится этот город с его аурой исторического наследия, но мне так же повезло совпасть по времени с волной современного австрийского искусства – знаменитым «Венским акционизмом». Я думаю, вы помните эти ритуализированные перформансы, похожие на кровавые жертвоприношения. После окончания университета я даже поработал два года секретарем у лидера «Венского акционизма» Германа Нитча (Hermann Nitsch). Конечно, с тех пор прошло двадцать лет, я изменился, объездил много стран, стал старше и мудрее, но главные вопросы все равно остались теми же. Сегодня я занимаюсь совсем другими проектами, но, как и прежде, меня интересует взаимосвязь между ежедневной жизнью и искусством, которое большинство из людей, к сожалению, считает чем-то «музейным» и отделенным от жизни.
Диалоги
В процессе работы над каждым арт-проектом мне очень важно, чтобы кто-то меня резко критиковал и предлагал другую точку зрения. В результате такого подхода ты становишься более гибким и многосторонним и получаешь возможность освободить себя от жесткой субъективности. Уже более десяти лет я сотрудничаю с Руфь Ноак (Ruth Noak) и она очень нравится мне как бескомпромиссный оппонент. Мы каждый раз жестоко спорим, но в этом споре и рождается истина.
Мода
Современное искусство оказалось частично вписано в индустрию развлечений и, как следствие, переживает те же волны «модных течений» и «звездных имен». В мире формально утверждаемых «демократических идеалов» слишком большой акцент делается на геополитических моментах. Подобно тактике fashion design в арт-мире каждый год выбирается мода на регион: сначала Африка, потом Китай, затем Россия. Для Documenta XII мы выбрали совсем другой подход. Это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции, а индивидуальный субъективный взгляд на предложенную тему. Если хотите, сегодня мода – это сам человек. Плюс, надо учитывать, что все эти художественные высказывания будут перенесены в Германию – страну со своими сложившимися традициями. И если бы я делал проект с теми же художниками, скажем, в южноамериканском Сан-Паулу, он бы выглядел совсем по другому.
Россия
Мне было очень интересно посмотреть, что происходит в Москве сегодня, поскольку у меня есть собственный «русский» опыт. Еще шесть лет назад я получил приглашение от Константина Бохорова выступить куратором проекта «Предмет и Энергия – лирический голос», который был показан в 2001 году в ЦДХ. Тогда мне хотелось понять насколько искусство с его «тихим» голосом способно влиять на политические процессы, происходящие в такой огромной и стремительно меняющейся стране, как Россия. В этот приезд я посетил новую арт-площадку «Винзавод» и смотрел выставку «Верю», которую сделал Олег Кулик. Обычно до открытия Documenta, мы не анонсируем кто из художников будет на нее приглашен, но могу вам сказать, что русские художники на Documenta XII точно будут.
* * *
Роджер Бюргель (Roger M. Buergel) – арт-директор Documenta XII. Родился в 1962 году в Берлине. Окончил Венскую Академию Изящных Искусств (1987), затем Венский университет (экономика и философия). Преподавал историю кино в Венском Университете (1990-92). Защитил диссертацию по теме «Послевоенное искусство» в Университете Беркли, США (1999). С 2001 года читает лекции по теории искусства в «Lüneburg University» (Германия).Куратор выставок «Things we don’t understand», 2000 (Generali Foundation, Вена); «Предмет и Энергия – лирический голос», 2001, ЦДХ, Москва; «The Government» (2003-05) Kunstraum der Universitat Luneburg, Museu d’Art Contemporani de Barcelona, Miami Art Central, Secession Vienna, Witte de With Rotterdam.
Роджер Бюргель (Roger M. Buergel)
Интервью и фото – Дмитрий Пиликин