Юлиана Головченко
10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона назначен Василий Церетели – художник, исполнительный директор Московского Музея современного искусства. Комиссар рассказал GiF.Ru о своей деятельности в Венеции и Москве:
Недавно завершил свою работу один из самых громких проектов Второй Московской биеннале современного искусства – «Верю». Что вы можете сказать о нем?
— Просматривая блоги и форумы, я читал только восторженные отклики о выставке. Полагаю, это самый сильный проект Биеннале. Выставку посетили более 35 тысяч человек – это только по билетам. Я доволен проектом. Хотя, тот проект, который год назад предлагал Кулик – изначально планировалось участие семи художников – претерпел значительные изменения. Сначала это должна была быть единая видеоинсталляция, в которой каждый рассказывает о своей вере. К тому же, встречи (обсуждения) с художниками, организованные Олегом, сыграли большую роль, они как бы профильтровали идею и за счет них ушла некоторая радикальность проекта.
Потом предполагалось участие четырнадцати художников, потом – еще чуть больше, потом планировали привлечь западных художников, но отказались, и сейчас я понимаю, что это было правильно. Список рос и сокращался – был ряд художников, которые хотели участвовать, но потом выбыли из проекта. Может, не сочли его достаточно серьезным, может, испугались.
Некоторые критики упрекали проект в «сборной солянке»…
— Я даже не знаю, откуда это… Выставку наоборот надо рассматривать как единое целое – у кого-то более сильные работы, у кого-то более слабые. Взять проект Жени Шефа – это его мир, его работы, то, во что он верит. Каждый по-своему интерпретировал тему, создавал свою концепцию. Я, как художник, прямолинейно интерпретировал – сначала ты должен поверить в самого себя, а потом уже выбирать религию. Когда ты делаешь это осознанно, тогда не будет того экстремизма, с которым мы подчас сталкиваемся. Когда люди понимают, во что они верят, тогда они готовы. Нельзя быть не готовым.
В нынешней Венецианской биеннале Русский павильон демонстрирует сочетание мэтров российского современного искусства и совсем молодых художник (АЕС+Ф, Андрей Бартенев, Юлия Мильнер, Арсений Мещеряков и Александр Пономарева). Как получилось, что был выбран именно такой состав?
— Отбором художников занималась куратор – Ольга Свиблова, я участвую только в подготовке Павильона к выставке и помогаю куратору осуществить проект. Государство выделило на него некоторую сумму…
…Достаточную?
— Нет, не достаточную. Ольга Львовна придумала проект, она знала, что сможет найти под него финансовую поддержку, и она осуществила это – я не знаю, полностью или нет. По крайней мере, я думаю, государством выделяется немного. Хотя, и на том спасибо. Можно, конечно, что-то придумать на эти 3 миллиона рублей, но это действительно очень небольшие деньги.
У Свибловой правильный подход, она исходит не из того – «сколько денег», а потом уже – какое можно сделать на них искусство. Она выбрала тему, придумала проект, а потом уже искала деньги.
Ничего бы не было, если бы не фонд «Русский авангард». Его президент – сенатор Сергей Гордеев – откликнулся и предложил свою помощь на ремонт павильона. Сперва ведь надо его подготовить! Он не убирается, крыша протекает, проводка изношена. Так вот, этот человек выделил средства на ремонт помещения, сейчас там уже подготавливается экспозиция. Он выделил также отдельно средства Свибловой, на проект.
В процессе работы с художниками проект менялся. Но он не впал в зависимость от денег. В первую очередь – художник и его идея, потом – техническая сторона.
Какие у вас прогнозы относительно успеха Русского павильона?
— Надеюсь, все будет хорошо. Думаю, что это будет по-настоящему яркий, выделяющийся, проект.
То есть, не боитесь?
— Нет, не боюсь. Я опасаюсь только того, что если вдруг подведут итальянские строители. Конечно, в дальнейшем содержание павильона должно быть более контролируемым. Вот сейчас павильон передан в Управление делами президента, думаю, государство все-таки обратит внимание на ситуацию, и поможет Федеральному Агентству по культуре и кинематографии правильно его использовать. За павильоном надо следить. Чтобы он был в бюджете, и государство могло выделять деньги и на ремонт, и на выставку, и еще на какие-то работы. А без содержания павильон придет в упадок, даже если мы вот сейчас полностью реконструируем его. Должна быть какая-то дирекция, какой-то правовой механизм, сейчас это на комиссаре, но все-таки это должен быть какой-то специальный человек.
Государство интересовалось художниками, их работами?
— Свиблова прислала мне проект, я послал в ФАКК на согласование. Там рассмотрели, задали некоторые вопросы к концепции, посмотрели эскизы, одобрили.
Не помогали советом?
Моя личная позиция: куратор – это такой же художник. Он имеет право осуществить свое видение. Ему надо доверять. Если не доверяешь – не назначай.
Вы назначены комиссаром пока на год. Согласитесь продолжить работу, если предложат еще?
— Пока хотелось бы довести до конца то, что задумано, чтобы все функционировало – от туалетов до веб-сайта. Если все получится, то можно и продолжить. Все что от меня зависит, я делаю. А дальше будет видно.
К слову о государственной поддержке. Считаете ли вы ее достаточной для ММСИ?
— Я считаю ее существенной. Музей вообще существует благодаря мэру Москвы, ведь мы государственное учреждение культуры. И то, что мы делаем три выставки в три месяца – это тоже заслуга правительства Москвы. Также в адрес Свибловой – Мультимедийный комплекс также финансируется за счет городского бюджета. Конечно, нам бы дополнительных площадей – когда музей открылся, мы даже не предполагали, что вот этих 2500 кв. м. на Петровке будет не хватать. У нас уже некоторые залы перекрыты из-за того, что хранений нет. Инсталляции много места занимают, вот недавно подарили танк… Коллекция пополняется необычными объектами и нужно их где-то размещать.
А если бы вы были независимым музеем?
-…Мы бы закрылись. И хорошо, что сейчас есть фонд «Екатерина», «Современный город», «Русский авангард», которые поддерживают современное искусство, но все равно этого не достаточно, а что бы было больше – для этого необходимо освобождение музеев от налогов. Если музеи будут как на Западе, освобождены от налогов, тогда частным музеям будут средства на существование.
А вообще наше государство иногда участвует в беспрецедентных акциях. Вот первая «реклама» нашего искусства на Западе была выставка в Гуггенхайме «Россия!», ее посетили более полумиллиона человек. Там была удачная экспозиция, которая вместила от иконы до актуального искусства. Второе – это Московская биеннале. Что бы о ней не говорили, это все-таки прорыв с точки зрения современной культуры. Важно, что ход этот делает ФАКК. Еще премия «Инновация»… ну, и мы (улыбается).
Кстати, вопрос об освобождении музеев от уплаты налогов сейчас рассматривается и в Думе, и в Общественной палате. Это главный шаг для выживания музеев, любых – частных или государственных.
Московские власти планировали передать вам Провиантские склады, но в итоге вы их так и не получили…
— Мы придумали концепцию по использованию этого помещения, она была даже лучше чем Центр Помпиду – предполагалось устроить там крупный арт-центр. Что было бы абсолютно нелишне, потому как по сравнению с Западом, нам до количества музеев современного искусства и арт-центров, еще расти и расти. Современному искусству нужно пространство, оно не может ограничиваться зданием и должно работать в контексте пространства. Когда искусство вытесняется за счет рамок, это влияет и на само произведение.
Изначально планировалось так – одно здание нам, одно – Мультимедийному комплексу, еще одно – Музею истории города Москвы. В дальнейшем было предпринято, что Музей больше нуждается в этих зданиях. Знаю, что они должны быть ему переданы. Ну, я только приветствую, это, видимо, правильное решение.
Альтернативное пространство вам не обещали?
— Пока нет. Конечно, хотелось бы какое-нибудь складское или заводское помещение в центре Москвы, чтобы можно было миновать пробки на дорогах. Чтобы можно было не думать о пространстве, тогда и шире возможности для интересных проектов. Вот, например, пространство, которое получили на «Винзаводе» Айдан-галерея, галерея Гельмана, XL – некоторые западные галереи могут позавидовать. Также правильное решение, когда приглашается архитектор, как например, опять же таки в случае с «Винзаводом», когда был приглашен Александр Бродский. Он рассматривает пространство в целом, придумывает единое решение для площадей.
Какие выставки можно увидеть в ММСИ в будущем?
— Планируем выставку «Новый Ангелариум». Ведем переговоры с Британским советом о выставке интересных британских современных художников…
Каких?
— Пока еще рано об этом говорить, но в списке есть такие имена как Дэмиен Херст… Но, к сожалению, такие проекты связаны с деньгами. Та же выставка «Руки», совместно с Фондом Гуггенхайма, она стоила немалых денег, бесплатных выставок не бывает. Те деньги, которые дает государство, мы стараемся в первую очередь использовать на российских художников. А выставки зарубежных художников уже второстепенны. бюджетные деньги на иностранные экспозиции я даже не планирую. Если только в виде исключения.
Зависит ли выбор художника от вашего личного вкуса?
— Есть мой вкус, а есть то, что нужно музею и русской культуре. Когда что-то закупается, эти моменты учитывается. Музей должен учитывать историю страны и ее общество. У нас не такая легкая история, как на Западе. Опять же много направлений, и наша задача показать художников разных и вместе с тем качественных.
А ваш личный вкус – он на стороне современного искусства или больше направлен в сторону классики?
Мне нравится все то, что является искренним. Джеф Кунс нравится… Мэтью Барни. У него есть такая инсталляция – рояль был засыпан бетоном и в середине такая штучка для тортика – мне понравилось. Также и Херст: у него есть ряд инсталляций, которые мне нравятся. А есть такие работы, по которым видно, что человек делает просто рыночные работы. Нельзя брать в коллекцию работы только из-за имени, должно что-то за ним стоять.