Третья Московская Биеннале современного искусства
«Против исключения»
Куратор: Жан-Юбер Мартен
Центр современной культуры «Гараж»
25 сентября – 25 октября 2009
Открытие: 24 сентября 2009
Организаторы:
Министерство культуры Российской Федерации
Правительство Москвы
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Художественный фонд «Московская биеннале»
Третья Московская Биеннале современного искусства, которая пройдет с 25 сентября по 25 октября 2009 года в Центре современной культуры «Гараж», будет носить название «Против исключения». Она не ограничивается специальной темой, как это было в прошлые годы. Свобода творчества художников, увлеченных визионерскими поисками, сложно вписывается в строгие тематические рамки. Определяя место Москвы в ряду мировых культурных столиц, Московская Биеннале намерена открыть новые горизонты за пределами стандартных границ современного искусства.
Биеннале-2009 представит зрителям художников всех континентов. Среди них есть имена, уже знакомые по художественным галереям, тогда как творчество других свидетельствует о ярком и живом артистическом жесте за пределами устоявшейся традиционной системы рынка. Куратору выставки Жану-Юберу Мартену и его помощнику Оливье Варенну (MONA, Хобарт) предстоит выбрать произведения, предлагающие ответы на актуальные вопросы современного общества. Решение, конечно же, будет дано в художественном ключе и будет носить метафорический, эстетический и многозначный характер.
Хотя считается, что развитие культуры идет рука об руку с процессами экономики, эта связь не является однозначной. В разных странах и за пределами внимания масс-медиа существует множество неординарных явлений в области культуры и искусства. Пришла пора считаться с тем, что каждый художник, к какой бы культуре он ни принадлежал, может воплощать ее в своих творениях, сохраняя верность своей истории, традициям и верованиям. Неправильным было бы утверждать, что другие культуры недоступны нашему пониманию. Зачастую минимальной информации достаточно, чтобы обострить нашу способность к восприятию, интерпретации и пониманию того, что еще недавно не принято было считать произведениями искусства. Сегодня более не существует абсолютно чуждой для нас темы. Все, что ни происходит в мире, касается нас всех и завтра может затронуть каждого.
Agatoak Ronny Kowspi
Moscow Biennale of Contemporary Art
Московская Биеннале современного искусства
Agatoak Ronny Kowspi/ Агатоак Ронни Коуспи
Popo Pangal (Sago bark with papayas), 2007/ «Popo Pangal («Саговая пальма и папайя»), 2007
Acrylic on sago bark/ акрил, пальмовое дерево
116 x 42 cm
With thanks to Corinne Ferrero
© Agatoak Ronny Kowspi
Свое согласие на сотрудничество в рамках Биеннале дали CAAC (Коллекция современного африканского искусства) и MONA (Музей древнего и нового искусства) в Хобарте, Австралия.
Московская Биеннале современного искусства инициирована Министерством Культуры Российской Федерации. Комиссар и художественный руководитель Биеннале – Иосиф Бакштейн. Выставочной площадкой для Третьей Московской Биеннале избран бывший Бахметьевский автобусный гараж (архитектор К. Мельников), где в сентябре 2008 года после реставрации была осуществлена масштабная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых.
МАНИФЕСТ КУРАТОРА – ЖАНА-ЮБЕРА МАРТЕНА
Как правило, куратор выставки обозначает тему, однако всегда есть опасность, что выставленные произведения станут всего лишь иллюстрацией к ней. Особенно часто это случалось раньше, да и сейчас художники нередко восстают против этой практики, доказывая, что уникальность их творений должна стоять превыше замысла куратора. В результате такой практики получается следующее: либо отбор произведений для выставки делается в ущерб теме, но с учетом индивидуальных пожеланий художников, либо требования и пожелания авторов не принимаются во внимание во имя сохранения тематической цельности экспозиции.
Именно поэтому Третья Московская Биеннале определила своей задачей стать панорамой произведений художников со всего мира. Но не в этом суть, главное в том, чтобы посредством различных и многообразных примеров передать идею богатства и разнообразия художественного творчества в мире.
Тема Биеннале «Против исключения» в равной степени относится и к основным правам человека, и к миру эстетики, который предстает сегодня перед любознательным любителем всех форм искусства.
Pavel Pepperstein
Moscow Biennale of Contemporary Art
Московская Биеннале современного искусства
Pavel Pepperstein / Павел Пепперштейн
American Whale and Black Square, 2008 / «Американский кит и черный квадрат», 2008
Acrylic on canvas/ холст, акрил
80 x 80 cm
Collection Rheingold, Dusseldorf
Courtesy of Pavel Peperstein
Photo: Simon Vogel
Еще совсем недавно современное искусство определялось как противоположность искусству древности, но выставка «Артемпо», которая прошла в музее «Фортюни» в Венеции в 2007 году, доказала ошибочность этого тезиса применительно ко дню сегодняшнему. Подобно закону маятника, периоды синтеза в искусстве следуют за периодами анализа и поисков сложного. Сегодня, благодаря возможностям глобализации и передаче информации в режиме реального времени – по крайней мере, той ее части, что передается по каналам Интернета, – мы вошли в период синтеза, который несет в себе опасность привести художественный мир к такой же степени гомогенизации, которая царит сейчас в экономике. Но цель нынешней Биеннале в том именно и состоит, чтобы объединить понятия «глобализации» и «уникальности» путем демонстрации произведений-гибридов, явившихся результатом бесчисленных культурных смешений, происходящих в современном мире. Отношение же к этому невероятному смешению в околохудожественных кругах остается крайне консервативным.
Поскольку искусство в меньшей степени рассматривается не как поступательный, последовательный процесс, а как совокупность отдельных явлений, его можно вписать в долгую историю. Но это неприменимо к современному искусству, которое воспроизводит само себя, не выходя из состояния амнезии – будь то по причине цикличности авангардных течений или из-за повторяемости моды. В самом деле, пытаться сохранить историческую перспективу последовательного развития искусства, убирая при этом барьеры на пути наиболее радикального искусства, – это задача не из легких. История учит нас опасаться эффектов моды и ложных подобий, а творчество требует страсти, если не слепой, то опирающейся на подлинную, даже наивную свежесть восприятия. История преподносит нам некую последовательность инвариантов, в которой взгляд современного человека не усматривает ничего кроме повторения, истинное же творчество требует оригинальности, следования за всем новым.
Художественные течения 1970-х годов – концептуализм, минимализм и arte povera – часто приближались к формальным границам искусства, где можно было бы наконец утереть нос любым комментаторам, достигнуть той стадии развития, при которой любое толкование, любой комментарий становятся бесполезными и излишними. Но критика оправилась и начала мстить: появилось не только море литературы, посвященной «пустоте» в искусстве, но и в учебной художественной среде годами насаждался академизм и страсть к теоретизированию. Так возник концептуализм, согласно которому искусство – не более чем иллюстрация некой идеи, философской или политической. А ведь составляющие искусства куда боле сложны, нужна алхимия отстраненности и вовлеченность в собственную эпоху, где инвестиции в бытие опережают стратегии маркетинга.
Вписанность в собственную эпоху не требует от искусства буквализма в интерпретации событий. В мире, полном разочарования, где главенствуют позитивизм и материализм, у художника осталась возможность волновать и восхищать публику имеющимися у него средствами, которые принято называть художественным языком, формами и красками. Он воссоздает мир, пусть зачастую и архаичными приемами. В последнее время вследствие главенства лингвистической семиологии и подвластного ей концептуального искусства произошел отход от пластических форм творчества в сторону разных форм творчества словесного. А ведь художники с незапамятных времен общаются между собой благодаря визуальной мысли, которая является результатом невербального процесса рождения идей. В человеческой психике именно она отвечает за интуицию, чувственное восприятие и, функционируя в паре с речью и логикой, не требует обязательного вербального или лингвистического выражения. Именно эта визуальная мысль и допускает возможность межкультурных интерпретаций.
В мире, где доминирует Западная культура, художники были вынуждены склониться под евро-американскими культурными догмами, иначе им грозила опасность маргинализации. России хорошо знакома эта ситуация, на какое-то время страна оказалась исключенной из западной системы по политическим причинам. Но, к счастью, железный занавес не был непроницаемым и контакты между художниками происходили более интенсивно, чем было принято думать в течение долгого времени. Наконец-то и за рубежом начинают признавать ценность Московской школы концептуализма. Но из-за глобализации темп развития истории ускорился и сейчас взгляд падает далеко за границы Европы. Россия могла бы по этому поводу испытать некоторую озлобленность, но недавний экономический подъем снова склонил чашу весов в ее пользу.
Кризис может положить всему этому внезапный конец. Будущее покажет. Можно только надеяться, что желание коллекционировать работы русских художников и оказывать им поддержку не иссякнет.
Если бурное художественное развитие и следует обычно за экономическим взлетом, правило это отнюдь не универсально. На сегодняшний день насчитывается огромное множество интереснейших культурных и художественных явлений, происходящих в бедных странах с низким уровнем проникновения и обмена информацией. Сейчас нет того, что было раньше, когда физическая удаленность или труднодоступность способствовала распространению идеи экзотизма, чреватой различного рода фантасмагориями. Речь идет о том, чтобы организовать встречу людей, живущих в более-менее одинаковых условиях, а следовательно, способных к общению друг с другом. Пора признать, что любой художник, вне зависимости от того, к какой культуре он принадлежит, должен иметь возможность распространять ее через свои произведения, с уважением к собственной истории, традициям и верованиям. Неправильно думать, что культуры зарубежных стран нам недоступны. Обычно и минимальной информации бывает достаточно для того, чтобы повысить собственную восприимчивость, настроить ее на интерпретацию и понимание произведений искусства. Деконтекстуализация была аргументом тех, кто хотел возвести протекционистские барьеры, пытался установить нечто вроде неоколониального строя. Сейчас нет ни одного вопроса, который был бы нам полностью чужд. Все происходящее в мире имеет к нам отношение и может в ближайшем будущем непосредственно нас коснуться.
Список художников
1. Марина Абрамович
2. АЕС + Ф
3. Аджи В.Н.
4. Юрий Альберт
5. Гада Амер
6. Эль Анатсуи
7. Хосе Бедиа
8. Мишель Блази
9. Александр Бродский
10. Берлинде де Бруйкере
11. Фредерик Брюли Буабре
12. Селест Бурсье-Мужено
13. Коэн Ванмехелен
14. Станислав Волязловский
15. Навурапу Вунунгмурра
16. Эрвин Вурм
17. Альфредо Джаар
18. Янг Джичанг
19. Вим Дельвуа
20. Брацо Димитриевич
21. Атул Додиа
22. Анита Дюбе
23. Дмитрий Гутов
24. Роман Зигнер
25. Хуан Йонг Пинг
26. Сэмюель Кане Квеи
27. Аниш Капур
28. Маурицио Каттелан
29. Уильям Кентридж
30. Кимсуджа
31. Агатоак Ронни Коуспи
32. Валерий Кошляков
33. Юл Крайер
34. Тони Крэгг
35. Жан-Жак Лебель
36. Александр Лобанов
37. Рафаэль Лозано-Хеммер
38. Хайнц Мак
39. Эстер Малангу
40. Джамбава Маравили
41. Кристиан Марклей
42. Аннет Мессаже
43. Татсуо Миядзима
44. Вик Мюнис
45. Дорин Рид Накамарра
46. Эрнесто Нето
47. Анатолий Осмоловский
48. Майк Парр
49. Павел Пепперштейн
50. Юлиус Попп
51. Маркус Ретц
52. Равиндер Редди
53. Рейнольд Рейнольдс
54. Клод Рюто
55. Шери Самба
56. Синие носы
57. Хаим Сокол
58. Вольфганг Тильманс
59. Сиприен Токудагба
60. Тунга
61. Спенсер Туник
62. Риджина Уилсон
63. Жан-Оливье Юклё
64. Глория Фридманн
65. Ромуальд Хазуме
66. Аспассио Харонитаки
67. Фиона Холл
68. Лени Хофманн
69. Дмитрий Цветков
70. Шеба Чаччи
71. Джейк и Динос Чапмены
72. Иван Чуйков
73. Шери Шерин
74. Чихару Шиота
75. Йинка Шонибаре
76. Конрад Шоукросс
77. Герда Штайнер и Йорг Ленцлингер
78. Джейсон Шульман
79. Сан Юан и Пенг Ю
80. Афганские ковры
Программа «Специальные гости Биеннале»
В рамках программы «Специальные гости Биеннале» будут показаны работы всемирно известных интернациональных художников. В Москве при поддержке посольств и культурных институций соответствующих стран состоятся персональные выставки:
Энтони Гормли, Великобритания
Проект: Поле притяжения
Площадка: Центр современной культуры «ГАРАЖ»
Даты: 16 июля – 2 сентября, 2009
Проект: Горизонт событий
Площадка: центр Москвы
Даты: 25 сентября – 22 ноября, 2009
Михаил Гробман, Израиль
Проект: Коллажи
Площадка: Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25)
Бертран Лавье
Проект: AFTERMOON
Кураторы: Бернар Маркаде, Мария Кравцова
Площадка: Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
Юп ван Лисхут, Нидерланды
Проект: Atelier Van Lieshout
Площадка: Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Цеха Белого и Красного
Владимир Сычев, Россия
Площадка: Уточняется
Владимир Тарасов, Россия
Площадка: Центральный выставочный зал «Манеж»
Люк Туйманс, Бельгия
Проект: Наперекор дню
Площадка: BAIBAKOV art projects, бывшая шоколадная фабрика «Красный Октябрь»
Ольга Чернышова, Россия
Проект: Настоящее – Прошедшее
Площадка: уточняется
Программа «Специальные проекты Биеннале»
Более 40 Специальных проектов Третьей Московской Биеннале современного искусства, многие из которых сделают акцент на искусстве России и всего постсоветского пространства. Проекты будут представлены на крупнейших московских площадках.
Американские коммунисты в Москве
Куратор: Евгений Фикс
Экскурсии по Москве
Второй диалог
Куратор: Константин Бохоров
Площадка: Галерея искусств Зураба Церетели
Гастарбайтеры духа
Куратор: Мария Сигутина
Площадка: ПRОЕКТ_FАБRИКА
Г.Л.Ю.К.
Кураторы: Марина Колдобская, Анна Франц
Площадка: Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Галерея «Ателье N2»
Девушка, которая продала душу дьяволу и выиграла
Куратор: Сандра Вермюйтер
Площадка: Выставочный зал «Дом Спиридонова»
Интерпретация объекта в московской концептуальной школе
Из собрания МАНИ (Московского архива нового искусства)
Куратор: Александра Данилова
Площадка: ПRОЕКТ_FАБRИКА
Искусство или смерть
Куратор: Ольга Голованова
Площадка: Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, 10)
Искусство места
Кураторы: Евгения Вдовиченко, Карина Караева, Анна Матвеева, Алиса Прудникова, Ирина Чеснокова
Площадка: Государственный центр современного искусства
Искусство объединять. Новые имена
Площадка: уточняется
История женской культуры в постсоветском пространстве
От феминизма к гендерной проблематике 1990 – 2008 гг.
Кураторы: Оксана Саркисян, Наталья Каменецкая
Площадка: Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25)
Капитализм как религия
Кураторы: Оксана Саркисян, Алексей Пензин
Площадка: Государственный центральный Музей современной истории России
Красный – Красный
Кураторы: Елена Цветаева, Евгений Уманский, Юлия Бардун
Площадка: уточняется
Кудымкор – локомотив будущего
Куратор: Екатерина Деготь, Леонид Тишков
Площадка: Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Галерея «Проун»
Лицо. Образ. Время
Изображение человека в искусстве: от модернизма к современности.
Куратор: Александра Харитонова
Площадка: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
М’АРСово Поле: Пустой знак
III Международный молодежный проект.
Куратор: Ирина Яшкова
Площадка: Центр современного искусства М’АРС
Mосква. ЦУМ
Пространственная литургия N3
Куратор: Олег Кулик
Площадка: ЦУМ
Не игрушки
Куратор: Ирина Лебедева
Площадка: Государственная Третьяковская Галерея (Крымский вал, 10)
Обратные связи
Куратор: Александр Пономарев
Площадка: Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Большое Винохранилище
Правдами-неправдами
Куратор: Юлия Лебедева
Площадка: ПRОЕКТ_FАБRИКА
Рабочее движение
Кураторы: Арсений Жиляев, Сергей Хачатуров
Площадка: ПRОЕКТ_FАБRИКА
Русское бедное
Куратор: Марат Гельман
Площадка: бывшая шоколадная фабрика «Красный Октябрь»
Сверхновая вещественность или оммаж Рестани
Куратор: Андрей Паршиков
Площадка: Московский музей современного искусства (Ермолаевский пер, 17)
Спальный район. Текстильщики
Кураторы: Марина Звягинцева, Иван Колесников, Сергей Денисов
Площадка: микрорайон Москвы
Уязвимость
Куратор: Наталия Каменецкая
Площадка: Музейный центр РГГУ
Фокус на Корею
Куратор: Юлия Тихонова
Площадка: Государственный музей искусств народов Востока
Факты, фантомы и вымыслы
Кураторы: Елена Яичникова, Николя Одюро
Площадка: Центр современного искусства ВИНЗАВОД, 5-й корпус
Шведская семья
Площадка: MMCИ на Петровке
Шведская стенка
Куратор: Андрей Бартенев
Площадка: Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25)
Фестиваль Современного Цифрового Искусства ArtDigital
Площадка: Центр современного искусства М’АРС
Arte Povera
из коллекции музея современного искусства «Castello di Rivoli»
Куратор: Ольга Свиблова
Площадка: Центральный выставочный зал «Манеж»
Brutally Yours
Кураторы: Татьяна Волкова, Андрей Паршиков
Площадка: уточняется
DAP, hommage to Dmitry Aleksandrovich Prigov
Куратор: Лиза Шмитц
Площадка: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино
New Old Cold War
Куратор: Юлия Аксенова
Площадка: бывшая шоколадная фабрика «Красный Октябрь»
Perspective Machine
Кураторы: Мария Байбакова и Катя Саттон
Площадка: BAIBAKOV art projects, бывшая шоколадная фабрика «Красный Октябрь»
Show and Tell. Художник и его модель
Площадка: Stella Art Foundation
The Situation
Куратор: Элизабет М. Гарди
Площадка: уточняется
Supernatural
Куратор: Анна Биткина
Площадка: Центр современного искусства ВИНЗАВОД
Sound in Z
Куратор: Кристина Стейнбрехер
Площадка: Art Banking Club
Video Art@Dom Musiky
Куратор: Антонио Джеуза
Площадка: Московский международный Дом музыки
Wonder World. Waiting for a restless future
Куратор: Стефанно Пеццато
Площадка: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»