АПОЛОГИЯ ИНТИМНОГО

II Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» продолжается. Через несколько дней после открытия наряду с молодыми художниками в дело вступили и молодые кураторы. Три выставки открылись в разное время на разных площадках Москвы.

Проект Алексея Масляева «Junk» исследует взаимоотношения городского жителя с урбанистической средой. Экспозиция организована с дотошностью исследователя, поделена на три смысловых блока, в каждом из которых выявляются узловые моменты взаимодействия мегаполиса и его обитателей. Проект открывается совместной работой Надежды Бушеневой, Алины Гуткиной и их соавтора по имени Patrick K.-H.: геометрическая конструкция с видеопроекциями на встроенных мониторах, за которой следует небольшой зал, чьи стены исписаны объявлениями о сбежавших детях (в качестве перформанса на вернисаже тексты заметок писали молодые люди, сами когда-то совершавшие побег из дома). С самого начала город представляется пространством строго регламентированным, упорядоченным, но вместе с тем и опасным, подобным черной дыре, поглощающей людей. На фотографиях Кирилла Глущенко стоящие спиной к объективу люди практически полностью теряются в недрах масштабной застройки, а городские фотопейзажи Анны Титовой снабжены нелюбезными комментариями, призывающими смотрящих убраться восвояси, ибо «не на что тут пялиться». Город – это еще и территория безразличия, дружелюбие здесь не самая характерная черта.

Мегаполис как средоточие трансформаций, связанных с современными технологиями, исследует инсталляция Нины Уэйкфорд: довольно архаический на сегодняшний день 35-миллиметровый кинопроектор выдает на экран виды на лондонскую телебашню. Работа не только проблематизирует взаимоотношения человека и медиа. «Девайсы и гаджеты» меняются с невероятной скоростью, возникая, чтобы быстро уступить место новому изобретению. Вид устаревшего прибора «прошлого поколения» – мобильного телефона, плеера и пр. – нередко вызывают странную ностальгию, о которой напоминает художница.

Оптика рассмотрения в этой целостной, великолепно артикулированной экспозиции задается коллективными опытом, с одной стороны, и индивидуальным – с другой. Устойчивые представления и абстрактные модели поведения неизбежно преломляются в сознании каждого, формируя персональный «осадок», – именно в этом смысле, наверное, и следует проинтерпретировать название выставки «Junk» (от английского «отбросы») – маркирующий поведение, заставляющий выбирать свой маршрут в этом запутанном и опасном лабиринте.

Проект Арсения Жиляева «Редкие виды» объединил представителей российского арт-коммьюнити самых разных занятий: от художников и кураторов до критиков и менеджеров. Участникам предлагалось ответить на вопрос, что побудило их к занятию современным искусством, при помощи художественного объекта (или просто какого-либо предмета) и сопровождающей его истории. По словам куратора, выставка видится ему как «эксперимент с открытым финалом», который в итоге должен выявить контуры зарождающегося сообщества – сильный, актуальный, чрезвычайно необходимым акт коллективной авторефлексии, сама по себе довольно редкая и неожиданная инициатива.

Практически все участники говорят о персональном, нередко травмирующем опыте, породившем «внутреннюю необходимость» обращения к выразительным средствам и языку современного искусства. Неизбежным следствием этого становится довольно сильная герметичность всей экспозиции, не столь легкой для понимания посторонним зрителем, просто «пришедшим с улицы». Простая, казалось бы, проблема адресации (едва ли какой-либо проект изначально задумывается как «прозрачный» для любого реципиента) тем не менее оборачивается небольшим смещением фокуса восприятия. Ведь человек, решивший заниматься искусством, и субъект определенного значимого художественного высказывания едва ли едины между собой. Тем не менее, нельзя не заметить, как, рассказывая личные истории, многие авторы одновременно говорят и о своем творчестве в целом. Егор Кошелев представил обрамленные оконными рамами живописные полотна (получилась своего рода объект-инсталляция), изображающие известные политические события в Москве начала 90-х, описывая этот период как время своего личностного становления (в остальных работах художника также обильно присутствует иконография современности, преломленная через личное восприятие автора). А нынешние работы Евгения Антуфьева с их мифологизированным флером как будто все являются отголоском его детских занятий вышиванием и связанных с этим инфантильных переживаний. Перформанс Андрея Кузькина, во время которого автор с сыном на руках сидел под фотографией своего отца (также художника, запечатленного с маленьким Андреем; все участники обеих сцен держат во рту соски) и вовсе выглядит как попытка восстановить непрерывность континуума истории двух поколений, а также личной биографии (нечто подобное проделал и Александр Повзнер, представивший для проекта бронзовое изваяние себя детстве, выполненное его матерью-скульптором).

При всем видимых удачах проекта, контуры, проступающие в общем нарративе, обрисовывают молодое арт-сообщество далеко не полностью. Данный момент субъективации (по выражению одного из участников), можно рассматривать как отправную точку для возможной дальнейшей рефлексии.

Экспозиция проекта Андрея Паршикова и Алены Лапиной «Интимный капитал» на «Фабрике», претендующая на возвращение «состояния интимности каждому отдельному субъекту», поначалу и вовсе приводит в недоумение. Каким образом картины уличных беспорядков, выполненные группой «Толпа», цитата из Маркса и Энгельса (работа Дмитрия Потемкина) и левацкий лозунг «Позор мещанским гнидам», вырезанный на старом ковре Иваном Бражкиным и Анастасией Потемкиной, связаны с интимностью? Возможен ли более отстраненный взгляд? А видео Алины Гуткиной, на котором художница в чужом исполнении слушает стихотворение своего сочинения, написанное ей в ранней юности, и не может при этом скрывать смущения – разве не отрицание это того, что некогда было квинтэссенцией самого сокровенного и дорогого? Но довольно скоро понимаешь, что мещанская мораль как раз и способствует отчуждению от себя самого, о чем и писали теоретики коммунизма и их последователи. Общественное и политическое может быть чрезвычайно значимо в индивидуальном его преломлении. А взаимоотношения с чем-то, что репрезентирует для тебя личное и интимное, гораздо многомернее, чем кажутся на первый взгляд.

Общая структура выставки, большая часть которой проходила в мастерских художников и закрылась, не успев начаться (зал на «Фабрике» – небольшая ее часть), сама по себе изоморфна дискурсу об интимном, которое видится лишь короткими вспышками и проблесками и только в определенном коммуникативном контексте (дружеские взаимоотношения художника и куратора являлись базовым условием проекта). Личное всегда тесно переплетено с общественным и нередко выражается через него, равно как и события внешнего мира в поисках адекватного языка выражения бывает необходимо глубоко пропустить через себя. Подобную интерпретацию, впрочем, вполне можно распространить на все три открывшиеся выставки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *