В Москве открылась II Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Программа биеннале состоит из отдельных персональных выставок и кураторских проектов, общее число которых насчитывает несколько десятков. Мероприятие продлится до августа на различных площадках Москвы (подробное расписание смотрите в афише GiF.Ru).
Один из первых залпов молодого искусства произошел в пространстве ММСИ в Ермолаевском переулке, где в один день открылись сразу три выставки: «__Переход__Transit__Транзит__», «Чудеса безделья» и двухчастный проект «Свобода / Liberty» и «Воля / Freedom». Все три проекта, объединившие участников из различных стран мира, исследуют центральную тему биеннале: проблему границ и из перехода.
Русско-польская выставка «__Переход__Transit__Транзит__» (кураторы Марина Фоменко и Малгожата Соболевска) буквально с границ и начинается: весь зал рассечен на несколько секторов пластинами из оргстекла, подвешенными к потолку наподобие, через которые зрителю предлагается пройти. Это, пожалуй, наиболее ощутимое и материальное наличие границ и возможности их перехода. В дальнейшем они осмысляются как нечто умозрительное, эфемерное и конвенциональное. Пятиминутный фильм Дмитрия Страковского начинается с картин природы, словно оператор и находится в окружении цветущих деревьев или песчаной пустыни, но камера немного отъезжает, и становится ясно, что это – лишь рекламная заставка на мониторе в салоне самолета и взлет только объявляют (границы некоторых пространств порой пересекаешь, даже не начав двигаться). Звукоряд в работе Лукаша Гроновского – обсуждения подписания Польшей Шенгенского соглашения, на экране при этом покачивается одинокий плот, едва заметный в густом тумане (границы, важные в одном контексте, не существенны в другом). Феномен пересечения границ порой трактуется расширительно, как вообще переход в иное состояние. Мы ежедневно сталкиваемся с этим как в публичном пространстве (видеопроекция Доминика Боберски с постоянно изменяющимся экстерьером городских домов), так и в частном (на видео Яна Шевчика мужская рука медленно переворачивает отдельные предметы в квартире – пустяковые гомеопатические изменения, в финале приводящие к полной энтропии).
Общая тема прослеживается в каждой работе, что обеспечивает целостность всей экспозиции, объединяя как наиболее интересные, так и не столь яркие и порой банальные опусы, содержательное высказывание которых ощущается разве что в общем контексте и при выгодном соседстве. В какой-то момент многоплановость проблемы границ, выраженная совокупностью работ, концентрируется в одном-единственном произведении: в работе Михаила Пиотровского – своеобразном видеопортрете среднестатистической семьи – возможности интерпретации темы границ на примере социального феномена семьи лимитированы разве что сферой применения самого понятия.
Если первая выставка проблематизирует границы как таковые, то другая выставка – «Чудеса безделья» – сама выстраивается вокруг определенных установленных рамок. Куратор Неля Коржова объединила в одном пространстве авторов, не достигших еще определенных возрастных и статусных позиций (ведь даже с т.н. «молодого художника» бывает большой спрос), а посему предающихся dolcefar niente в его созидательном аспекте. Кратковременное состояние незанятости и неангажированности – вот тот момент, когда, по мнениию куратора, молодой человек (именно юности дается подобная привилегия) только и может почувствовать себя «свободным художником». Плоды этого «вольного творчества» в первую очередь проникнуты сексуальными фантазиями авторов: Александр Зайцев изобразил на дне ванны, к открытию выставки наполненной водой, обнаженную женщину, веревочные волосы которой спутанной сетью вываливаются на пол и расползаются по стенам. Карандашные рисунки Сергея Баландина представляют собой серию автопортретов художника во время мастурбации. Листы для своих работ художник взял из собственного диплома, посвященного лермонтовскому «Герою нашего времени», что невольно навевает ассоциации с темой «лишнего человека», мироощущению юности далеко не чуждой. Эта тема продолжается в масштабной, занявшей почти все пространство выставки инсталляции группы «Project Diligence». Большую часть ее составляют фотографии парня и девушки в заброшенных городских помещениях преимущественно в окружении отходов и мусора. Герои выглядят несколько отрешенными от мира, но вполне самодостаточными, а сами снимки весьма аутичны по своему настрою – ощущение себя «лишним» тяготит сегодня далеко не каждого и далеко не всегда воспринимается трагично. Более того, именно оно позволяет отрешиться от ненужного «белого шума» повседневности, прислушаться к себе и обнаружить нечто сокровенное и важное, чем впоследствии непременно захочется поделиться: помимо фотографий, пространство зала занято странными объектами из обломков вещей, очевидно, с тех свалок, на которых были авторы (по словам куратора, художники все их привезли с собой и не соглашались на замену местным сырьем).
Чаще всего на фотографиях герои запечатлены в позициях скейтеров во время очередного виртуозного кульбиты. Искомый скейт при этом отсутствует. Потеря прежнего ощущения опоры и ориентиров – симптомы предстоящего взросления.
Последняя выставка – двухчастный проект «Свобода / Liberty» и «Воля / Freedom» – заняла два этажа музея. Границы и их преодоление кураторы Дарья Камышникова и Сергей Ерков видят сквозь призму дихотомии свободы как явления социального и воли как феномена личностного (они и обеспечивают двухчастность проекта; метки «свобода» и «воля» отпечатаны в подписях). Тем не менее, экспозиция полна внутренних смысловых пересечений и тематических переходов. Волейболист, фрагментами изображенный на картинах Александра Погоржельского, – это и свобода в рамках определенной социальной роли, но и воля, собранная в кулак перед решающим броском. Работа «Я – палестинец» Хабиба Асала (заглавная фраза произносится на языках в диапазоне от финского до бирманского, тезаурус висит на стене) – не только о построении идентичности в определенном социально-политическом контексте, но и о создании внутренней системы приоритетов, заставляющих принимать решения. Иван Новиков и вовсе обращается к зрителю с лобовым «Готовы ли вы к революции?», вопрошая о необходимости решительных перемен (понятых довольно широко; каждый фломастером на стене был волен – свободен? – написать свое). А живописная серия Таисии Коротковой «Воспроизводство» – обычные сцены из родильного дома – не только представляет рождение ребенка в его социальном измерении как аспект демографической политики, но и напоминает известный экзистенциалистский тезис о «заброшенности» в мир, невластности над собственным рождением и смертью, что составляет априорную данность человеческого бытия.
Несмотря на большое количество участников во всех трех выставках, совокупного ощущения переизбытка не возникает; при наличии единой концептуальной нити и общего контекста (в каждом отдельном случае) проекты великолепно прочитываются зрителем. Правда, взаимная дружеская поддержка одновременно с этим не позволяет кому-либо заметно выделиться на фоне остальных. Персональные выставки некоторых участником биеннале лишь ожидаются, пока что говорить об открытиях, безусловно, рано.