АК
Премьерой спектакля «Дядя Ваня» в постановке Андрея Шербана Александринский театр открыл 254-й сезон и четвертый Международный фестиваль национальных театров.
Андрей Щербан – выдающийся американский режиссер румынского происхождения, сотрудничает с ведущими театрами Европы и Америки, где ставит как драматические, так и оперные спектакли. Он регулярно обращается к творчеству А.П.Чехова, несколько лет назад привозил свой «Вишневый сад» на Чеховский фестиваль в Москву, но с российскими актерами работает впервые.
Щербан рассказал, что, готовясь к постановке, ожидал встретить сильное сопротивление со стороны исполнителей, однако уже после нескольких репетиций творческие отношения с труппой Александринки наладились. Режиссер совместил в одном спектакле две конкурировавшие в начале прошлого века театральные модели – психологический театр и театр представления. В самом деле, ведущим мотивом спектакля становится жесткое отстранение и театрализация. Это даже не «театр в театре»: границы между зрительным залом и сценой нет, сцена сама превращена в партер, свет первые полчаса не гаснет, что держит публику в сильном напряжении, заставляя не столько сопереживать, сколько соучаствовать в действии.
Сам Щербан говорит о Чехове как о докторе, который может сочувствовать героям, но не склонен романтизировать их, так как видит мир таким, каков он есть. Похоже, режиссер даже не сочувствует персонажам, к которым постановщики традиционно пытаются пробудить симпатии зрителей. Захолустье, в котором живут Астров и дядя Ваня – беспросветная глушь, губительная среда, где склонность к пьянству и адюльтеру герои только прикрывают попытками философствовать. Серебряковы приезжают сюда прямиком с модного курорта, щеголяя белыми нарядами и с трудом переходя с английского, немецкого, испанского, французского на родной амдестенд. Сразу становится ясно, что тут они не задержатся надолго, а их приезд не сделает жизнь обитателей усадьбы ни лучше, ни хуже.
Заставляя в одном спектакле жить актеров то по Станиславскому, то по Мейерхольду, Щербан не играет в постмодернизм – это не формальный прием. Чехов сопротивляется любому прочтению, тем более такому, а к концу спектакля энергия сопротивления пьесы постановке достигает критической величины. Невыразимое, то, что должно было явиться в подтексте, вся эта чеховская «Африка» должны прорваться наружу. И вдруг, уже после финальных слов пьесы, произнесенных скороговоркой, появляется персонаж, которого у Чехова не было. Именно за этим незнакомцем оставляет режиссер последнее слово. Слово, в котором читается и комедийная реплика, и вопль отчаяния, и диогеновское «Ищу человека».
Художник спектакля – румынская художница Карменчита Брожбоу. Роли исполняют: Сергей Паршин, Игорь Волков, Юлия Марченко, Янина Лакоба, Семен Сытник, Светлана Смирнова, Мария Кузнецова, Дмитрий Лысенков, Павел Юринов.
С постановкой «Дяди Вани» на сцене Александринки сложилась «варягская» чеховская дилогия – уже год на сцене театра идет, одна из лучших на сегодняшний день постановок «Чайки», автором которой стал знаменитый польский режиссер Кристиан Люпа.
«Дядя Ваня» – не единственная премьера фестиваля. 23 октября Андрей Могучий выпустит новый спектакль по пьесе Михаила Дурненкова «Изотов». В программе так же два спектакля румынского Театра имени Йожефа Катоны – «Иванов» А.П.Чехова и «Варвары» М.Горького. Театр Аттис из Афин привезет «Eremos» в постановке известного режиссера Теодороса Терзопулоса. Он так же даст в Петербурге мастер-класс «Голос и тело в театре Древней Греции». Свои спектакли покажут два московских театра – Театр «Сатирикон»и «Мастерская Петра Фоменко».